- Главная страница
- Блог
- Статьи для специалистов
- Крепеж на маркетплейсах: каковы его подводные камни?
Крепеж на маркетплейсах: каковы его подводные камни?
За последние несколько лет торговая отрасль, в том числе и сфера продажи крепежа, претерпела значительные изменения, вызванные появлением маркетплейсов Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и Мегамаркет. Большинство людей стало предпочитать совершать покупки с помощью этих платформ, нежели в обычных магазинах, что подтолкнуло продавцов выставить значительную часть своей продукции для продажи через маркетплейсы. Андрей Дорофеев, руководитель продуктового направления компании ЦКИ, в своем докладе на конференции "Качественный крепеж - надежность машин и металлоконструкций", прошедшей 3 июня 2025 г. в Москве, проанализировал текущее состояние интернет-торговли крепежом в РФ.
Анализируя данные по маркетплейсу Wildberries по категории «Крепёж», за последние 12 месяцев наблюдается взрывной рост количества продавцов: с 3 000 в мае 2024 года до 5 500 в 2025 году. Но могут продавать свой товар далеко не все, хотя рост количества продавцов с заказами в этот период тоже налицо: с 1 500 до 2 500. Примерно в 3 раза выросла сумма заказов и достигает к маю 2025 года уже 350 млн рублей в месяц.
Такую же тенденцию можно наблюдать на маркетплейсе Ozon:
За 12 месяцев сумма заказов выросла с 450 млн рублей в месяц до 950 млн рублей, количество продающих селлеров — с 2 800 до 4 700, а всего представленных на маркетплейсе продавцов — с 4 600 до 7 600.
То есть половина продавцов за рассматриваемый период не совершила ни одной продажи.
Появление маркетплейсов значительно изменило статус и образ продавца – в сфере крепежа на них представлена не десятка основных поставщиков изделий, а примерно 5,5 тыс. продавцов, остающихся неизвестными специалистам в данной сфере. Такая большая разница в цифрах объясняется тем, что большинство продавцов крепежа на маркетплейсах являются индивидуальными предпринимателями, быстро реагирующими на изменения рынка и меняющими сферу продаж в зависимости от спроса покупателей. Соответственно, такого рода продавцы не являются специалистами в сфере крепежа, однако им удается продать достаточно большой объем крепежных изделий. Точный тоннаж продаваемого на маркетплейсах крепежа подсчитать сложно, но в любом случае речь идет о нескольких тысячах тонн крепежа в год. Это очень существенно для российского рынка. По данным, предоставленным Ассоциацией производителей металлических изделий «Промметиз», в которую входят все крупнейшие производители России, в апреле 2025 года было произведено 12 тыс. тонн крепежа, к тому же производители крепежа отмечают в апреле 2025 года отрицательную динамику реализации продукции. Отдельно еще раз отмечу, при росте продаж на маркетплейсах.
На этом фоне интересна информация о динамике экспорта крепежа из Китая в 2024 году: рынок РФ – 2-й по объему потребления китайского крепежа (в расчете экспорта участвуют шурупы для дерева, включая коррозионностойкие, винты самонарезающие).
Возникает вполне закономерный вопрос: что за селлеры представлены на маркетплейсах? Какой товар они предлагают? А самое главное, какого он качества?
Это вызывает опасение, так как качество продаваемого на маркетплейсах крепежа никак не отслеживается данными торговыми площадками. Продавцы, неспециалисты в сфере крепежа, могут продавать изделия неизвестных и непроверенных производителей, иногда жертвующих качеством крепежа ради экономии затрат на его изготовление. Конечно, пользователь маркетплейсов имеет полное право отказаться от товара при обнаружении явных признаков дефекта изделия, однако в большинстве случаев качество крепежа познается непосредственно после его использования, в результате чего покупатель уже не может вернуть товар и потребовать возврат денег.
Практика стремительного развития онлайн-торговли показывает, что законодательство во всём мире, включая Россию, традиционно не успевает за структурными изменениями рынков. В результате возникают юридические лакуны в онлайн-торговле, которые дают серьёзные конкурентные преимущества предпринимателям из так называемого new retail. Государство предпринимает попытки борьбы с контрафактом: вводит маркировочную систему «Честный знак», но среди товаров, подлежащих обязательной маркировке, крепежа на данном этапе нет. Кажется странным, что любой ИП в любом городе полноценно отвечает за контрафакт, а маркетплейс ответственности не несет, в лучшем случае отсылает со всеми вопросами к продавцу, чаще всего «однодневке».
И закономерно встаёт вопрос: как потребителю разобраться во всём многообразии поставщиков? Если даже специалисты, компании, много лет занимающиеся крепежом, не понимают, что это за товары и какого они качества по заниженным ценам? Также, закономерный вопрос про гарантию поставки? Никто на маркетплейсе не гарантирует покупателю своевременную поставку заказа. Или это не так важно потребителю?
Каково же ваше отношение к маркетплейсам, дорогие читатели?
Много преимуществ маркетплейсов против подводных камней – что весомее для вас?