#

Надежные скрепы. Текущие тренды рынка крепежа в России

8 июня в ЦВК «Экспоцентр» в рамках специализированной выставки «Металлоконструкции’2021» прошла Общероссийская конференция «Качественный крепеж – надежность машин и металлоконструкций», на которой встретились специалисты метизного рынка, производители, трейдеры – те, кого интересует производство крепежа. Организовали мероприятие Ассоциация «Промметиз» и журнал «Металлоснабжение и сбыт». ЦКИ, также, приняли участие в этой конференции.

В самом начале ведущий мероприятия В. Камелин, генеральный директор Ассоциации «Промметиз», отметил важность конференции, освещающей вопросы развития рынка крепежа с учетом преобладающей доли импортной продукции.

В частности, из 155 тыс. т метизов, ввезенных на территорию России, 90 тыс. т составил крепеж.

Это открывает большие возможности перед метизными предприятиями по освоению этого сегмента.

Также он рассказал, что несмотря на пандемию и текущую непредсказуемую экономическую ситуацию ни одно предприятие не меняло своих инвестиционных планов. Да и рынок метизов сохранился. В апреле— мае объемы потребления продукции упали, но затем ситуация выправилась. А за пять месяцев 2021 г. рынок показал рост.

Свои мнение высказали и другие участники конференции.

К. Кононов, главный аналитик управления макроэкономического анализа Совкомбанка заявил:

В целом российская экономика выглядит довольно позитивно

В частности, потребительский рынок в значительной степени уже восстановился до докризисного уровня. Металлургия, промышленное машиностроение, автомобилестроение (грузовые автомобили и спецтехника) находятся либо на более-менее стабильном уровне, либо растут. Правда, отмечается сокращение объемов добычи в нефтегазовом секторе и угольной отрасли. В строительстве инфраструктурных проектов пока ситуация также благоприятная. А вот в жилищном строительстве положение дел хуже: объемы возводимого жилья уменьшились, при этом ипотека стала доступнее, что привело к подорожанию 1 м2 .

Однако в среднесрочной перспективе Россия находится в достаточно хорошей позиции относительно развитых стран. Страна смогла пройти как этот кризис, так и предыдущие, не увеличивая кредитное плечо в той же степени, в какой это делали развитые страны. Это позволяет более гибко реагировать на рост инфляции и не приведет к разрывам в финансовых балансах бóльшей части экономики. Госсектор также остается достаточно стабильным.

В. Винник, ведущий специалист группы конъюнктуры рынка, новых видов продукции и перспективного развития ММКМЕТИЗ:

На российском рынке метизов наблюдается устойчивый рост

Даже по сравнению с 2019 г. общий объем производства метизных изделий в нашей стране практически не изменился.

Сохранению рынка способствовал рост экспортных поставок. Пандемия вынудила производителей метизов в оперативные сроки адаптировать свои производственно-сбытовые программы к новой реальности, и в связи со снижением спроса на внутреннем рынке большинство компаний предприняли попытку переориентировать объемы на экспорт, что было удачно реализовано.

Как следствие, общие поставки российских метизных заводов на внешнем рынке в 2020 г. выросли на 14,5% — более чем до 450 тыс. т, обновив тем самым свой исторический максимум.

По итогам прошлого года емкость рынка крепежных изделий в целом составляет более 500 тыс. т в год. За последнее десятилетие рынок крепежа увеличился более чем в 2 раза. Но, к сожалению, господствующее положение по-прежнему занимает зарубежная продукция, и об этом свидетельствует таможенная статистика. Около 70% спроса удовлетворяется продукцией из других стран.

Говоря о рынке крепежа пересекающегося сортамента с основными производителями, можно наблюдать несколько другую картину: емкость рынка составляет более 200 тыс. т, а доля импортной продукции снижается.

В последние пять лет объемы импорта крепежа увеличились, но при этом импорт пересекающегося сортамента снижается, а не пересекающегося, естественно, увеличивается. На сегодня импорт не пересекающегося сортамента составляет более 200 тыс. т. Это импорт крепежных изделий, поставляемых на сборку машин и оборудования совместных производств, и вынужденный импорт крепежа, который потребитель просто не может купить в России.


По оценкам М. Холоповой, старшего менеджера группы конъюнктуры рынка и новых видов металлопродукции отдела перспективного развития ММК-МЕТИЗа:

Если рассматривать более узкий сегмент — высокопрочный крепеж, то, этот вид продукции имеет устойчивый спрос и хорошие показатели рентабельности (20—30%).

Высокопрочный крепеж в общем объеме производства машиностроительного и строительного крепежа занимает долю 29%. Наибольшую долю занимает крепеж класса прочности 8.8 и 10.9ХЛ — 46 и 48% соответственно. Структура по видам крепежа практически совпадает со структурой общемашиностроительного крепежа, но по типоразмерам она значительно отличается. Наибольший процент потребления приходится на болты, гайки и шайбы М20 и М24.



В настоящее время российская машиностроительная отрасль потребляет крепеж общепромышленного назначения в основном с классом прочности 5.8, и переход на крепеж класса прочности 8.8 и выше происходит недостаточно быстро.

Для этого есть определенные причины: 

Несмотря на положительные показатели спроса на российский высокопрочный крепеж, остается немало вопросов для решения с целью дальнейшего развития данного производства и импортозамещения:

Но несмотря на все перечисленные вопросы по освоению высокопрочного крепежа, среднегодовой прирост потребления все-таки прогнозируется на уровне 5—7% в год. 

ММК-МЕТИЗ планирует в 2022 г. приобрести и установить современный агрегат с конвейерными печами для закалки и отпуска крепежных изделий. Это позволит производить высокопрочные болты М6—М30, высокопрочные гайки М8—М30 и высокопрочные шайбы М20—М30 пружинные, двухвитковые. 

Объем продаж высокопрочного крепежа увеличится у предприятия на 5,4 тыс. т в год. 

Другие предприятия метизной отрасли также предлагают новинки крепежной продукции.

А. Ереничев, директор Орловского сталепрокатного завода (ОСПАЗ), рассказал о новой коррозионной защите крепежа для ответственных металлоконструкций. 

Недавно ОСПАЗ освоил выпуск антикоррозионного покрытия NanoGalv®. Толщина покрытия составляет 8—12 микрон, стойкость в камере соляного тумана — более 3 тыс. часов. Циклическая коррозия (GMW 14872) — 120 циклов, коэффициент трения (ISO 16047 KFactor) — 0,15 ±0,04. Покрытие выдержало испытания на изгиб, полировку, нагрев и удар. Что касается водородного охрупчивания (ASTM F 519), то покрытие выдержало 200-часовой тест. Рабочая температура покрытия — от –100 до 400  о C.

По словам А. Ереничева, по стоимости крепеж с новым покрытием не сильно отличается от традиционного, но при этом имеет колоссальную разницу по коррозионной стойкости.

С. Грехов, инженер-технолог технического отдела НЛМК-Метиза, представил программу, реализуемую в компании для увеличения объемов производства саморезов.

Предполагается, что в текущем году выпуск этой продукции вырастет на 30%. Кроме того, улучшение качества входного сырья позволит расширить линейку продукции и совершенствовать качество готовой продукции.

Уже освоен выпуск крепежа для гипсоволоконного листа 3,9х25, 3,9х30, 3,9х35 и 3,9х40 мм. К концу года предприятие предложит потребителям саморезы для оконного профиля 3,9х16, 3,9х19, 3,9х25, 3,9х32 мм.



Т. Галиахметов, директор по техническому развитию БелЗАНа, анализируя сегмент автомобильного крепежа, заявил что объем российского рынка крепежа для пяти самых крупных производителей легковых автомобилей в России (альянс Renault — Nissan — АВТОВАЗ, Volkswagen Group Rus, Groupe PSA, Hyundai и Kia Motors) составляет порядка 6,5 млрд руб. в год.


Однако на сегодняшний день уровень присутствия российских поставщиков крепежа в этих объемах крайне мал. Вышеперечисленные автосборочные предприятия импортируют необходимый крепеж для сборки своих автомобилей. Работы по локализации тормозятся в том числе по причине технической неготовности российских производителей крепежной продукции.

На сегодняшний день в нашей стране отсутствует ряд актуальных технологий, а возможности технологического оборудования не позволяют изготавливать современный крепеж.

Вместе с тем метизные заводы активно включаются в работу по модернизации производства. Так, в начале 2021 г. БелЗАН приступил к освоению 34  наименований прогрессивных крепежных деталей для автомобилей семейства «Лада С». Часть деталей проходит испытания в лабораториях АВТО - ВАЗа. Это болты класса прочности 8.8, 10.9, 12.9, гайки класса прочности 8 и 10, крепеж с элементами для автоматической сборки, крепеж с применением герметиков и резьбовых фиксаторов, резьбовыдавливающие винты и болты и др. В настоящий момент для Volkswagen предприятие осваивает болты М10 и М12, с фланцевой шестигранной головкой, с внутренним шестигранником, с внутренним многогранником и т.п. При этом автомобильный концерн предъявляет высокие требования к коррозионной стойкости — не менее 600 часов в камере солевого тумана. Для этого на БелЗАНе созданы мощности по нанесению цинк-ламельного покрытия — порядка 3,5 тыс. т продукции в год.

Об освоении производства с современными видами покрытий рассказал также Ю. Метелев, исполнительный директор ЗВК «Бервел». 

“Бервел” выпускает крепеж для ответственных конструкций с цинк-ламельным покрытием, что поддерживает общую тему минимизации эксплуатационных расходов на содержание объекта. 

При этом специалисты Бервела обеспечили очень точное натяжение болтов на проектное усилие и значение коэффициента закручивания в достаточно узком диапазоне. Особенно это важно при применении продукции в мостостроении.

Важной темой конференции стали вопросы совершенствования нормативного регулирования.


Так, В. Агеев, генеральный директор НПЦ Мостов, рассказал:


Сегодня в нормативных документах на изготовление высокопрочного крепежа используются три стандарта:

Руководитель ПК-7 ТК-375 Росстандарта РФ А. Соколов отметил:

существующая нормативная база не полностью охватывают весь сортаментный ряд продукции, потребляемой в Российской Федерации. 

Отдельные требования, например, к механическим характеристикам, микроструктуре и др., в старом ГОСТе были выше, чем в обновленном документе.

В качестве выхода из сложившейся ситуации специалисты называют несколько возможностей.

Среди них:

При этом стоит помнить, что любая актуализация стандартов на изготовление высокопрочного крепежа не даст результата без соответствующего изменения Сводов правил на их применение.

Отсутствие четкого нормативного регулирования влечет невозможность активного развития производства, а также способствует распространению контрафактной и фальсифицированной продукции.

А. Куров, директор компании Параллель, оценил, что:

в отдельных сегментах рынка крепежа доля фальсификата доходит до 80%! 

Ограниченный сортамент и возможности отечественных производителей не обеспечивают потребности российского потребителя. В итоге у многих предприятий, даже стратеги - ческих, выявляются случаи поставки азиатского крепежа по сертификатам Северсталь-метиза, БелЗАНа, ММК-МЕТИЗа и др.

А. Осташев, главный редактор журнала «Крепеж, клеи, инструмент и...» заявил:

Есть проблемы и в наличии сырья, металлопроката для производства высокотехнологичного крепежа. Кроме того, живучесть фальсификата определяется целой цепочкой.

Это:

Поэтому требуется более широкая огласка подобной ситуации. Отраслевым ассоциациям также необходимо активно включаться в противодействие сложившемуся положению дел. 

В. Тарасов, директор Центра Крепежных Изделий, отметил что сам журнал совместно с несколькими поставщиками метизов активно способствует распространению подобной информации. Так, эта тема активно обсуждается в рамках «Крепежного клуба». Кроме того, на заседаниях клуба освещаются общие вопросы развития рынка, в том числе взаимодействие между производителями и поставщиками металлопродукции для повышения общей цивилизованности рынка.

Он призвал более активно участвовать в этих процессах, чтобы преодолеть отношение к трейдерам как к компаниям, поставляющим некачественный крепеж и портящим тем самым рынок, а также отношение к российским производителям как к абсолютно не клиентоориентированным компаниям, с которыми сложно работать. 

«Эти стереотипные установки мешают договариваться. Чем больше каких-то платформ мы будем создавать, где можно будет услышать друг друга, тем, возможно, лучшую отрасль мы сделаем»


Еще одной проблемой, поднятой на конференции, стала проблема дефицита квалифицированных кадров.

По мнению С. Волкова, директора по производству компании Крепеж Про для того чтобы производство было эффективным, а продукция конкурентоспособной, необходимо поддерживать выпуск качественной продукции и находиться в рыночном ценовом сегменте. При этом наиболее часто встречающиеся дефекты в крепеже образуются в результате низкой квалификации или низкой ответственности рабочего персонала.

Люди могут быть как конкурентным преимуществом, так и ахиллесовой пятой компании. Поэтому подготовка персонала должна стать одним из ведущих направлений деятельности предприятия. На это направление нельзя жалеть средств и времени.

Крепеж Про сотрудничает с двумя колледжами в Московской области. Студентов принимают на практику, где их реально обучают профессии. Лучшие из них, даже не завершив учебу, могут стать учеником на предприятии, а затем и полноправным специалистом. 

В заключение отметим, что это далеко не полный обзор выступлений на конференции «Качественный крепеж — надежность машин и оборудования». За его рамками остались выступления технических специалистов и научных работников, рассказавших о современных разработках и технологиях на рынке крепежа.

Приглашаем принять участие и следить за деятельностью Крепежного клуба!



Подготовлено по материалам Татьяны Игнатенко www.metalinfo.ru

comments powered by HyperComments

Получайте свежие статьи на почту: