Искусство крепежа 28 лет крутимся для вас
8 (800) 333-61-84 Бесплатный звонок по РФ
sale@cki.com.ru
Москва

Загадочные тарельчатые пружины: история, возможности и секреты надежности

История тарельчатых пружин уходит корнями далеко в прошлое. Еще в декабре 1861 года француз Жюльен Франсуа Бельвиль получил патент на необычную коническую пружину, ставшую прародителем современных решений. Именно тогда появилось знаменитое выражение «пружины Бельвиля».

Изобретение Жюльена Франсуа Бельвиля, запатентованное 26 декабря 1861 года, представляет собой одну из первых конструкций тарельчатых пружин — важный элемент современной механики и машиностроения. Название «пружина Бельвиля» стало общеупотребительным во многих странах, подчеркивая значимость и распространенность данного типа изделий.

Шайба Бельвиля ЦКИ

Однако современное восприятие термина нередко связано с низким качеством исполнения, поскольку ранние конструкции действительно страдали от несовершенства материала и недостаточной точности расчетов. В частности, отсутствие современных методов расчета напряжений и деформаций, характерное для XIX века, приводило к ненадежности и неудовлетворительной работе ранних образцов.

Сегодня термин «пружина Бельвиля» используется скорее в разговорной речи или устарелым образом, указывая на продукцию невысокого качества, тогда как сами современные тарельчатые пружины значительно улучшены технологически: используются высококачественные материалы, применяются точные расчеты прочности и долговечности.

Таким образом, несмотря на важность исторического вклада Бельвиля, сам термин сегодня потерял свое первоначальное позитивное значение и воспринимается скорее негативно, отражая недостатки технологий прошлого столетия.

Однако настоящий прорыв случился позже, когда в 1917 году швейцарский ученый Фр. Дюбуа предложил первую полноценную теорию расчета таких конструкций. А вскоре американцы Алмен и Ласло разработали удобный и быстрый способ практических расчетов, ставший классическим методом проектирования.

Метод Альмена и Ласло - расчёт неразрезных тарельчатых пружин

Военное время нередко ускоряет технический прогресс, и тарельчатая пружина здесь не исключение. Именно Вторая мировая война способствовала её широкому распространению. К примеру, она стала незаменимой частью подвески артиллерийских орудий благодаря отличным амортизационным свойствам. В послевоенные годы усовершенствовались способы расчета и технологии производства материала для этих пружин, что позволило начать применять их практически повсеместно.

Немецкий инженер Адольф Шнорр (SCHNORR) основал свою механическую мастерскую ещё в далёком 1908 году. Уже в 1920-е годы он заинтересовался тарельчатыми пружинами, нуждавшимися в высоком качестве исполнения для точной работы механизмов. Долго искал подходящие изделия среди производителей, пока не понял, что лучше всего изготовить такие пружины самому. Поначалу производил лишь для собственного инструмента, однако вскоре выросший спрос убедил его оставить изготовление инструмента и целиком сосредоточиться на производстве своей фирменной продукции.

SHNORR крепеж

За эти годы тарельчатые пружины прочно вошли в самые разные технические области. Сначала их начали использовать в режущих и штампующих инструментах благодаря удобству подбора различных характеристик при одном и том же размере детали. Затем сфера применения расширилась, охватив машиностроение, двигательную технику и автомобильное производство.

Что особенного в тарельчатых пружинах?

  • Миниатюрность и производительность. Небольшие размеры обеспечивают передачу значительных усилий.

  • Универсальность. Можно создать любую характеристику жесткости — от мягкой до жесткой, линейной или нелинейной.

  • Долговечность. Правильно рассчитанная конструкция выдерживает миллионы рабочих циклов.

  • Эффективное демпфирование ударов. Особенно актуально для механизмов с вибрациями и ударами.

  • Экономичность хранения. Универсальные размеры минимизируют количество позиций на складе.

Пружина тарельчатая DIN 2093 схема ЦКИ

Где используются тарельчатые пружины?

Сегодня область применения тарельчатых пружин невероятно широка:

  • Инструментальная промышленность (резка, штамповка)

  • Машиностроение и станкостроение

  • Автомобильная техника

  • Железнодорожный транспорт

  • Энергетика и нефтегазовая отрасль

  • Военная техника и оборонная промышленность

Во времена Второй мировой войны уникальные амортизационные свойства этих пружин помогли улучшить работу артиллерии, что дало мощный толчок развитию технологий.

Тонкости правильного подбора и установки

Несмотря на кажущуюся простоту формы, проектирование и эксплуатация требуют внимательного подхода:

  • Важно правильно выбрать режим нагрузки (статический/динамический).

  • Необходимо грамотно подобрать схему сборки (последовательная или параллельная укладка).

  • Следует обеспечить качественную смазку и надежные направляющие.

  • Нужно контролировать температуру и защищать поверхность от коррозии.

Ведущие компании, производители пружин, рекомендует использовать специальную консистентную смазку с дисульфидом молибдена (MoS₂), снижающую износ и повышающую ресурс изделия.

Надежность и соответствие стандартам

Компания "ЦКИ" поставляет пружины в полном соответствии с международными и национальными стандартами:

  • DIN 2092 регулирует расчеты и методики испытаний.

  • DIN 2093 устанавливает точные размеры и допуски (аналогично, как в DIN EN 16983, ГОСТ 3057–90).

  • Возможны к поставке специальные исполнения из различных марок сталей и сплавов под заказ.

DIN 2093

Рекомендации по проектированию пружинных сборок:

  • Использовать рекомендуемые стандартами методы расчета для тарельчатых пружин

  • Выполнять проверку соответствия требований стандартам качества и надежности.

  • Обращаться к документации производителя и техническим рекомендациям для уточнения особенностей эксплуатации выбранных изделий.

Следуя данному контрольному списку, вы сможете эффективно спроектировать надежное решение на основе тарельчатых пружин, обеспечивающее требуемый ресурс работы и исключив риск появления дефектов конструкции.



Товары из данной категории

Понравился материал?
Поделиться:

Еще статьи