Честное купеческое слово

9.01.20

Честное купеческое слово

– Не могу, Лариса, не могу.
– У тебя тоже цепи?
– Хуже. Кандалы.
– Какие?
– Слово честное. Купеческое.
Из к/ф «Жестокий романс»
 

Честное слово купеческое

Чаепитие орловских купцов

Когда экономисты и политологи рассуждают о российском рынке, следом часто говорят о протестантской этике, которая сформировала экономическую систему и деловую мораль в Европе. На этом фоне относительно молодой отечественный капитализм, переживший рейдерские захваты и убийства 90-х и постепенно принимающий цивилизованные формы, явно проигрывает. Однако так было не всегда. В нашей стране есть свои традиции и культура ведения дел.

Негласные законы

В деловой среде дореволюционной России существовал целый свод неписаных этических законов – по сути, кодекс чести, нарушение которого грозило торговцам позором и разорением бизнеса. Многомилионные сделки заключались устно и скреплялись только рукопожатием и честным купеческим словом.

Многие купцы и промышленники того времени – Мамонтовы, Третьяковы, Рябушинские, Алексеевы – вышли из крестьян-старообрядцев. Это были люди принципиальные, независимые, хваткие, закалённые в условиях давления со стороны государства и официальной церкви. Своё богатство они наживали честным трудом, а не связями в аристократических и финансовых кругах. Русский купец торговал по совести и верил, что обман – это грех, за который придёт расплата.

Под честное слово давали ссуды тем, кто хотел открыть своё дело. На кредит начинающие коробейники и лавочники набирали товара и уезжали восвояси с обещанием вернуться через год и отдать долг в судный ярмарочный день. Большинство действительно возвращалось, иначе в торговой среде шёл слух, что предприниматель разорился и проворовался, а с таким уже никто не хотел иметь дела. Если бизнес не пошёл и купец разорился, он являлся кредитору в назначенный день с просьбой отсрочки.

Открытка кредитора

Васнецов. Новгородский торг

Аполлинарий Васнецов. Торг в древнем Новгороде, 1908–1909

Некоторые купцы рвали пополам открытку и одну половину отдавали заёмщику. Если через год он по объективным причинам не мог явиться кредитору в назначенный срок, то посылал человека со своей половиной открытки. Это было знаком, что, мол, приехать не могу, но слово сдержу.

Долги возвращали даже спустя десятилетия. Наглядный пример – промышленник Четвериков, который разыскал кредиторов своего отца, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности.

Более того, представители известных купеческих родов всегда интересовались происхождением капитала партнёров по бизнесу.

Стереть в порошок

В купеческой среде репутация и честное слово ценились выше прибыли, а обман был равносилен банкротству. Например, если купец первой гильдии однажды не сдержал слова, то с позором исключался из неё. Имя злоумышленника писали мелом на доске, а затем стирали. Отсюда пошло выражение «стереть в порошок». Провинившийся уже не мог появляться на собраниях, а возврат долга больше не требовался. После такого суда и лишения чести опозоренный торговец, как правило, заканчивал жизнь самоубийством.

Русские купцы 19 века

Русские купцы XIX века

А как сейчас?

«Честное купеческое слово» – немыслимый для сегодняшнего времени феномен. Кажется невероятным, что сделки держались только на принципиальности бизнесменов. Ведь сейчас даже нотариально заверенный и подписанный сторонами документ не всегда является гарантом. Одна запятая, фраза мелким шрифтом – и вчерашний деловой партнёр с помощью юристов ловко трактует его в свою пользу, поменяв суть документа.

Некоторые коммерсанты, в том числе и в крепёжном бизнесе, не брезгуют ради сиюминутной прибыли разрушить деловые отношения, которые выстраивались десятки лет – и их никто не осудит. Прибыль – первична, репутация – вторична. Проблема в том, что всегда найдётся кто-то более быстрый, хитрый и жадный. Разумеется, не у всех деловая политика агрессивна, но примеров достаточно.

Может, стоит обратить взгляд в российское прошлое, где торговые отношения регулировались этикой, а игра велась честно и по правилам? Возможно, честное купеческое слово не такой уж архаизм, а признак цивилизованности и культуры.

А насколько прочно ваше слово, господа коммерсанты? 

Поделиться