Закупка крепежа по тендерам: экономия или проблема?

22.03.19

Закупка крепежа по тендерам: экономия или проблема?

Проблемы закупки крепежа по тендерам

Предыстория

В 2005 году в России был принят Федеральный закон 94-ФЗ о госзакупках, который обязал все государственные учреждения и предприятия проводить электронные аукционы по выбору поставщика товаров или услуг. Цель – сделать торги прозрачными, объективными и помешать разворовыванию бюджета.

По идее, электронные торги позволяют выбрать стабильного партнёра, который предложит оптимальные условия: качественную продукцию, гарантии на её поставку, обслуживание, ремонт или замену товара, отсрочку по платежам, низкие цены и прочие бонусы. Жёсткие правила конкурса позволяют провести закупки беспристрастно, а у участников конкурса, в свою очередь, есть шанс заполучить серьёзный контракт, который при отсутствии открытых торгов подписали бы с кем-то из «своих».

Откаты в тендерах по закупке крепежа

Плюсы закупок крепежа по тендерам

 

Но так ли хороши тендеры при закупке крепежа?

Надо учитывать, что крепёж – это расходный материал. Он относится к товарам группы С и составляет 1-3% от себестоимости готового продукта. Чем сложнее продукт, тем меньшую долю от его стоимости занимают крепёжные изделия. Поэтому выгадать на болтах и гайках с помощью электронных аукционов можно десятые доли процента от общей стоимости производимого товара. Зато проблем и для закупщика, и для поставщика возникает немало.

Проблемы закупок крепежа по тендерам

Закупки по тендерам – это сложный бюрократический процесс. На подготовку документов для одного аукциона может уйти до двух недель. А если заказ крепежа срочный, есть вероятность, что предприятие не найдёт поставщика. Кроме того, работа по тендерам сопровождается риском недопоставки или поставки некачественного товара, что грозит предприятию убытками.

Например, аукцион может выиграть фирма, которая подпишется под минимальной ценой, но в итоге не сможет привезти изделия по заявленной стоимости. Или поставщик, с которым ещё не работали, поставит некачественный крепёж, который придётся возвращать. Мнимая экономия выльется в то, что завод потеряет время и деньги из-за простоя производства.

Проблемы закупок крепежа через электронные аукционы

Минусы закупки крепежа по тендерам

Кроме того, тендер не всегда предполагает обмен информацией между заказчиком и поставщиком для уточнения всех деталей сделки. Поэтому если закупщик неконкретно сформулировал заявку и не учёл все нюансы (а такое часто случается, поскольку в закупках работают люди, которые не являются специалистами в крепеже), то, скорее всего, результат будет похож на лотерею. Допустим, закупщик указал только стандарт болтов, но не отметил, какие именно нужны: с полной или неполной резьбой, прочностью 4.8 или 8.8, с каким видом покрытия и какой толщины и т.д.

Формулировка заявки для электронного аукциона по закупке крепежа

Ну и, в конце концов, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что при проведении электронных торгов используется множество махинаторских схем, и если закупщик хочет получить откат, то он его получит. Например, пропишет условия под конкретного исполнителя, а остальные участники будут выступать в роли массовки в спектакле для Федеральной антимонопольной службы. Или включит в требования субъективные критерии, оспорить которые практически невозможно. Методов много, они ограничиваются только опытом и фантазией закупщика. Поэтому эффективность тендеров при закупке крепёжных изделий – тема крайне спорная.

Поделиться